Рецензии, Литературоведческие статьи

Заметка Брюсова может быть названа «некрологом» лишь условно: она была напечатана шесть лет спустя после смерти поэтессы. В качестве некролога планировалась заметка «Памяти колдуньи», но Брюсов не дописал ее, в результате чего она сохранилась лишь в черновом варианте в его архиве.

В. Брюсов
Мирра Лохвицкая
Некролог

К Мирре Лохвицкой применимы слова Гете о «двух душах, живущих, ах, в одной груди». Первая ее душа, всецело выразившаяся в первом ее сборнике, ищет ясности, кротости, чистоты, полна сострадательной любви к людям и страха перед тем, что люди называют злом. Вторая душа, пробудившаяся в Лохвицкой не без постороннего влияния, нашла отражение во втором сборнике, пафос которого – чувственная страсть, героический эгоизм, презрение к толпе. В дальнейшем две эти ее души вступают в борьбу: поэт влечется к греху, но не как к конечной цели, а именно как к нарушению правды – этим создается поэзия истинного демонизма.


По художественности песни греха и страсти – лучшее, что создала Лохвицкая, но психологически всего интереснее именно это борьба, эти отчаянные поиски спасения – все равно в чем, хотя бы просто в вечно-женском материнстве. которыми послн последние, предсмертные стихи поэта.


Для будущей «Антологии русской поэзии» можно будет выбрать у Лохвицкой стихотворений 10-15 истинно безупречных, но внимательного читателя всегда будет волновать и увлекать внутренняя драма души Лохвицкой, запечатленная ею во всей ее поэзии.