НекрологиЗа подписью под некрологом «Новостей дня": «А. Кур-ский» скрывается поэт и критик Александр Антонович Курсинский (1873-1919?). В 1890-е гг. он был близок к Брюсову, который советовался с ним по поводу собственных стихотворений (их переписка опубликована в «Литературном наследстве», Т. 98). В 1900-е гг. Курсинский по-прежнему связан с кругом символистов, но со временем все больше проникается оппозиционными настроениями в отношении Брюсова и его команды. 1905 г. время обострения их несогласий. Впоследствии Курсинский недолгое время сотрудничал в «Золотом руне», но в 1907 г. ушел из редакции. Тон некролога Лохвицкой как раз отражает его «оппозиционную» настроенность. Курсинский хорошо знал о неприязни к ней Брюсова (кстати, именно ему в 1895 г. Брюсов ради совета посылает стихотворение «О вакханка, о лилия Бога» см. в разделе «Поэтические отголоски"). Интересно, что его оценка общей направленности творчества Лохвицкой, в сущности, совпадает с брюсовской ("неизменная, неутолимая тоска по неземному, нездешнему"), но направление поиска «путей освобождения» он указывает совершенно противоположное не «шабаш ведьм» и переход запретной черты ада, а «путь к вожделенному граду». Новости дня. 1905. № 7987.Моя душа живое отраженье По небесам тоскующей земли. ...Кто живет песнью и солнцем, тот не живет долго. На Лохвицкой как нельзя более оправдалось это грустное предсказание Красинского детям весны и света. И десяти лет не прошло еще с тех пор, как впервые зазвучал ее юный голос, жгущий, как дыхание южного ветра, призывающий к любви и благословляющий страдание. Она была высоко над немой юдолью забот и печалей и жила словно в ином счастливейшем мире, где все красота и блаженство, бесконечная, хрустально-искристая сказка. И потому многим и многим тем, чья жизнь один протяжный мучительный вздох, казалась она далекой и чуждой. Отзвуки ее песен воспринимались загрубелым слухом с трепетом удивления, но не проникали в души. Пожар ее бурной души вызывал улыбку на устах, а нередко... насмешку. Но эти многие были неправы. И на высоте «садов живого Бога», вдыхая «вечный аромат цветка, взыскуемого» от века, она оставлась любящей дочерью земли со всей беспредельностью ее скорбей и тоскований. Великая любовь дочь великого страдания, и фантастическая греза о райском блаженстве, испепелившая сердце поэтессы, расцвела огненным светом на этой же почве. В прекрасном стихотворении «Моим собратьям» с убежденностью роковой необходимости, с примиренностью, достойной великого эллинского духа, она указала на страдание, как на единственно неизбежный и достойный удел поэта: Страдайте, страдайте, Страданья венчает бессмертье. Завет, оставленный ею сыну: "Неси свой дар в святую скорбь земли» - был выполнен до последнего дня самой поэтессой. Ее жгучие грезы были вскормлены общечеловеческой скорбью о недосягаемом счастье, ей слышались райские хоры, но слышались сквозь унылые звоны монотонных напевов земли. В стремлении свести провидимое небо на землю, а не в стремлении отойти от земли, была трагедия ее души, разделившейся между двумя стихиями, для которых не может быть примирения. И отсюда этот пожирающий, испепеляющий пожар ее души, пожар ее страсти и безумье «ничтожных» мечтаний, бегство от «наветов унынья», встреченное с недоуменным, но горьким укором. "Царица нарядных стихов», она неразрывно была связана с нашим сереньким миром печалей, лучистыми нитями своей тоски за несчастную землю, обагренную кровью, изнывающую в удушливой атмосфере злобы, бессилия и обыденщины. Она ободряла нас на пути к вожделенному граду, даря нам отражение лучшей, изящной жизни в красоте и свете, к которой так беззаветно стремилась ее душа, белоснежный лебедь, рвущийся в "мир свободы, Где вторят волнам вздохи бурь, Где в переменчивые воды Глядится вечная лазурь" |